• Рәхим итегез сайтка! Сорауларыгыз булса телефон 89061365460

Каталог статей

Тюрки в истории мировой цивилизации

В республиканской национальной библиотеке г.Чебоксары 11 декабря 2018 года состоится презентация книги татарского писателя и публициста Рафаэля Мухамеддинова «Тюрки в истории мировой цивилизации». В данной исследовательской работе представлена авторская теория происхождения, развития и распространения тюрок.В книге изучается древнейший период тюркской истории на основе лингвистических материалов. Показан механизм возникновения языка как такового. В книге исследуются закономерности развития тюркского языка в древности и влияния не только его лексики, но и элементов его грамматики на развитие других языков. «Язык значит намного больше, чем просто средство общения.

Глава Чувашии посетил концерт мастеров искусств Республики Татарстан

Глава Чувашии посетил концерт мастеров искусств Республики Татарстан

20:02 06 июля 2018 г.

 

6 июля в рамках празднования XVIII Федерального Сабантуя в Чувашском государственном театре оперы и балета прошел концерт мастеров искусств Республики Татарстан.

В мероприятии приняли участие Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан, председатель национальго совета «Милли Шура» Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев, и.о. Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики Владимир Аврелькин, министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Константин Яковлев, глава г. Чебоксары Евгений Кадышев.

Перед началом представления они ознакомились с выставкой народно-художественных промыслов татарских ремесленников.

«Уникальная культура татар является неотъемлемой частью многогранной культуры России», – отметил Глава Чувашии, приветствуя участников всероссийского праздника. Он выразил слова благодарности Президенту Республики Татарстан Рустаму Минниханову, членам его команды, руководителям татарских национально-культурных автономий. По его словам, такие красочные национальные мероприятия, как Сабантуй, прививают подрастающему поколению уважение к культуре и традициям предков,  любовь к родной земле.

Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Василь Шайхразиев поблагодарил принимающую сторону за радушный прием. Он отметил, что Сабантуй всегда с размахом проводится в малых селах, районах, городах, в столице Татарстана – Казани. Неотъемлемой частью празднования является и Федеральный Сабантуй, который каждый год проводится в разных регионах.

«Когда мы в прошлом году закрывали программу Федерального Сабантуя в городе Астрахань, флаг Сабантуя был передан городу Чебоксары. В течение года нам было комфортно готовиться к этому празднику. Потому что команда, которая здесь живет и работает, умеет делать все во благо жителей республики», —заметил Василь Шайхразиев, пожелав всем красиво отметить праздник.

Концертную программу открыл театрализованный пролог «Дружба» – совместный номер Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца и Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан.

Далее последовали яркие танцевальные и вокальные номера, которые никого не оставили равнодушным. Концертная программа порадовала зрителей разнообразием жанров, красочными костюмами, высоким мастерством артистов.

Отметим, что в республику для участия в торжественных мероприятиях Федерального Сабантуя, который пройдет завтра, 7 июля, на Красной площади г. Чебоксары, прибыло порядка 1200 артистов. В празднике примут участие около 500 представителей национально-культурных объединений татар из 41 региона России.

Гостей и участников Федерального Сабантуя ждет яркая программа и многочисленные концертные номера в исполнении солистов и творческих коллективов Татарстана и Чувашии. Главным украшением праздника станут состязания по национальной борьбе «Көрәш».

Возле монумента Матери-покровительнице развернется татарское подворье, где можно будет отведать блюда национальной кухни, приобрести сувениры, а также поближе познакомиться с традициями и обычаями татарского быта.

 

Пресс-служба Администрации Главы Чувашской Республики

Газета "Советская Чувашия":Федеральный Сабантуй прошел на чувашской земле

В дружбе народов и добрых традициях

…Как только у расписных ворот чебоксарского Арбата припарковался кортеж с почетными гостями федерального Сабантуя, зазвучала гармошка, и солистки фольклорно-эстрадного ансамбля «Мишар» из Комсомольского района республики запели на татарском языке, созывая всех на веселый танец. Музыкальное приветствие подхватили и артисты чувашского ансамбля народной песни «Уяв», исполнив гостевую «Лети, лети, кукушка». Тем временем Главу Чувашии Михаила Игнатьева и Президента Татарстана Рустама Минниханова уже потчевали русским караваем, чувашским квасом и четырехкилограммовым татарским чак-чаком.

Мишари: история народа, который хотели стереть с карты

Мишари: история народа, который хотели стереть с карты

Был у автора этой статьи товарищ по учёбе в институте, которого все считали татарином. Как-то раз он сказал: «Мы не татары. В татары нас записали. На самом деле мы – мишари». На мой удивлённый вопрос: «А кто это?» он ответил: «Мы мещеряки». Дело было в самом начале 1990-х.

«Первичным языком предков татар в Поволжье было мишарское наречие» Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/336667

«Первичным языком предков татар в Поволжье было мишарское наречие»

«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 19-я

«Какой народ говорил на тюркском языке в V веке до нашей эры?» — задается вопросом директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. Возможно, скифы... Косвенным доказательством этому является совпадение герба Крымского ханства, которое в Европе называли Малой Тартарией, с символами скифов — на гербе Крыма изображены грифоны.

«И ЗА ПЯТЬ ВЕКОВ ДО НАШЕЙ ЭРЫ ТЮРКИ ЖИЛИ ТАМ ЖЕ, ГДЕ ОНИ ЖИВУТ И ТЕПЕРЬ»

Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем.

Иоганн Вольфганг Гете
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/336667

Здесь много общего для татарских селений Чувашии. Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы

Татары-мишари в Арзамасском крае

1. Арзамас в истории нижегородских татар

Арзамас занимает особое место в истории тюркского населения края. Собственно, с этого края в силу ряда объективных условий началось формирование и расселение тюркского населения Нижегородского Поволжья. Арзамасский край привлекал тюрков, склонных к торговле, ремеслу, сочетанию скотоводства с земледелием, своим выгодным для торговли географическим положением, природными условиями, благоприятными для скотоводства и земледелия.

Тюркское население обитало здесь задолго до монголо-татарского нашествия. Пребывание тюрков оказалось здесь наиболее продолжительным. Тюркское население обитало в крае задолго до монголо-татарского нашествия, продолжалось до начала XVIII в. Об этом свидетельствуют обнаруженные в ходе русской колонизации татарские селения, сохранившиеся здесь историко-археологические памятники (остатки городищ, селищ, могильники), значительный пласт тюркских названий селений. По подсчетам автора, в пределах Арзамасского уезда XVI-XVII вв. насчитывалось более 30 татарских селений. Кроме того, на карте уезда имелось более 20 селений, названных по именам татар-владельцев.

Вывод авторов книги “Город Арзамас” о появлении тюрков в мордовских землях в XI в. подтверждается булгаро-мусульманской принадлежностью селищ и могильников в верховьях Акши, в пределах нынешнего Дивеевского района, в частности, в так называемых мордовских могильниках, селищах комплексов Выползово I-VI, Верякуши, Юрьево. Здесь же обнаружены захоронения с оружием и украшениями, характерными для кипчаков, что свидетельствует о присутствии и мусульман булгарского происхождения и кипчаков-тенгрианцев. Явно тюркско-булгарское присутствие в домонгольские времена установлено в Сарове и селениях, примыкающих к нему. С IX-X вв. Арзамасский край находился в сфере политики булгар, затем – золотоордынских ханов.

В связи с этим следует еще раз вспомнить историю Пургасовой Руси, находившейся под влиянием булгар. О возможном участии арзамасской мордвы и булгар в стычке, происшедшей в 1229 г. в Н.Новгороде между мордвой Пургаса и нижегородскими дружинниками, поддержанными восточной мордвой (Пуреша) и кипчаками, говорит маршрут Пургаса, следовавшего через речку Чара, левого притока р.Сережа. Топонимические названия позволяют локализовать территорию Пургасовой Руси, охватывающей значительную часть к юго-западу от Арзамаса.

Совместные выступления мордвы и булгар против Н.Новгорода были, по всей вероятности, следствием участившихся после его основания нападений русских феодальных княжеств на мордву – из зафиксированных 8 нападений на мордву за период с 1103 по 1237 гг., 5 совершалось за последние 15 лет. Эти нападения сопровождались разорением мордовских селений, уводом населения в полон и продажей последних в рабство. Кстати, после татарского нашествия они прекратились.

Мишәрләр http://beznenmiras.ru/misherler/

Мишәрләр

Үз заманында Зариф Бәшири (1888-1962) татар әдәбиятында шагыйрь булып танылган кеше.Аның чәчмә әсәрләре дә шактый. Аеруча «Чуаш кызы Әнисә» бәяны аңа шөһрәт китерә.

Туган авылы Чүтинең (хәзерге Кайбыч районында) тирә-ягында чуаш авыллары булу сәбәпле, Зариф Бәшири бу халыкның телен, гореф-гадәтләрен яхшы белгән.

«Шура» журналында чуаш халкының яшәү рәвешенә, этнографиясенә багышланган «Чуашлар» мәкаләсе дә шуңа бер дәлил. Бу язма маҗар (венгр) шәрыкчесе Ю.Мессарошның да дикъкатен җәлеп итә. Бу галим белән күрешү, әңгәмәләшү Зариф Бәширигә нык йогынты ясый. Мессарош, яшь шагыйрьнең мишәр таифәсеннән булуына игътибар итеп, аңа туган кавеменең этнографиясе, көнкүреш мәдәнияте турында язарга киңәш итә. Шушы сүзләрдән рухланган Бәшири, Оренбургта чыга торган «Чүкеч» җурналындагы мөхәррирлек эшен ташлап, мишәрләр арасына балалар укытырга китә. «Поезд чаба, мине максатыма тизрәк ирештерергә ашыга сыман. Максатым: Тамбов губернасы Темников өязе Вәрәки дигән авылда балалар укыту, шуның белән бергә мишәрләр турындагы тикшеренүләремне дәвам иттерү!» – дип яза ул соңыннан үзенең истәлекләрендә. Нәтиҗәдә, 1910 елда «Шура» журналында аның «Мишәрләр» дигән хезмәте дөнья күрә. Шактый бәхәсле урыннары булуга да карамастан, әлеге язма бүген дә кызыксыну уята. Аны басмага филология фәннәре кандидаты Салават Галимов әзерләде.Фәннәр кандидатлыгына диссертациясен дә ул Зариф Бәшири иҗаты буенча яклаган иде. Биредә шуны да җиткерү күңелле: тиздән Татарстан китап нәшриятында Зариф Бәширинең «Сайланма әсәрләре» дөнья күрәчәк. Аңа язучының истәлекләре, әдәби әсәрләре тупланды.
Ркаил Зәйдулла

 

Гөлназ Шәйхи "Урмай бизәкләре"

Чувашиянең данлыклы Урмаена юлым еш төшсә дә, кулыма каләм алып, аның киң күңелле халкы, булдыклы кешеләре, авылының матурлыгы, табигатенең гүзәллеге турында язганым булмаган икән. Югыйсә, Чуваш иленең төрле почмагында яшәүче татарларыбыз тормышында була торган зур вакыйгаларда катнашырга дип, кайчан гына бирегә килсәк тә, иң элек Урмайда, Гыйбатдиновларның кунакчыл гаиләсендә чәй эчәргә тукталып, юлыбызны аннары гына дәвам итәбез. Бу мәрхәмәтле кешеләр турында – бераз соңрак.

 

Аккош нәселе

Бу юлы килүемдә мин Урмай авылы турында бик матур бер риваять ишеттем. Имеш, моннан 500-600 еллар элек Урмай тирәсенә аккошлар очып килә торган була. Аккош – ак каз – Урмай авылының символы. Аңа табыну бүген дә, бернигә дә карамыйча, яшәп килә, шул ук вакытта беркем дә Урмай халкына «бу – мөселманча түгел», дип әйтергә булдыра алмый. Ул биредәге татарларның йоласы, гореф-гадәте. «Төнге каз бәйрәме» (алар аны үзләренчә, барям, диләр) күп нәселләрдә үтә. Иң мөһиме шунда: төнге бәйрәм турында беркем дә кычкырып сөйләми, ата-баба йоласын ихтирам итеп, тиешле тәртибендә туганнары белән җыелып төгәл үти генә.

Бүгенге көндә Аккош нәселенең турыдан-туры дәвамчысы булган Минзәйнәп абыстай шундый риваять сөйли. Риваять Болгар ханының Рабига исемле кызы белән бәйләнгән.

Газета Советская Чувашия от 21 го мая 2015г.

Фото Максима ВАСИЛЬЕВАДРУЖБА НАРОДОВ ОТ ПОГОДЫ НЕ ЗАВИСИТ!

Татарский праздник окончания весенних полевых работ состоялся в чебоксарском Лакреевском парке с необычайным размахом.
Несмотря на хмурящееся небо, подготовка к торжеству началась еще ранним утром: сувенирные лавки разложили свой яркий товар, вокруг мангалов суетились мастера шашлыка, а девушки в национальных костюмах деловито изучали сцену – плясать они собирались от души, поэтому хотели убедиться, что доски выдержат. Обитатели торговых киосков, глянув на хмурое небо, на видное место вывесили пластиковые дождевики. Всех гостей на входе в парк встречал ансамбль песни и танца, девушки с блюдом баурсаков. Мало кто смог удержаться, чтобы не пройтись кружок-другой под национальные зажигательные ритмы, не отведать вкусного национального угощения.
К одиннадцати часам подъехали все запоздавшие, и состоялось торжественное открытие праздника. Принялся накрапывать и дождик – сначала редкий, затем все сильнее и сильнее. В результате выступающие подходили к микрофону, сжимая в руке зонт, а мощные динамики срочно были спрятаны в полиэтиленовые мешки. Тем не менее все приветственные речи были сказаны, дипломы и благодарственные письма вручены, концерт из зажигательных песен и танцев прошел по полной программе.

Газета Чувашия, апрель 2015г.

ФОЛЬКЛОР ДРУЖИТЬ ПОМОГАЕТ
Ферит Гибатдинов

Председатель Национально-культурной автономии татар Чувашии Ферит Гибатдинов свозил на Кавказ народный фольклорно-эстрадный ансамбль «Мишар» Урмаевского сельского дома культуры Комсомольского района. Сельские артисты побывали там благодаря Всероссийской ассоциации татарских сел России. Они участвовали в Дне возрождения балкарского народа в Кабардино-Балкарии, а в Чечне посетили татарскую станицу Гребенскую

. Поездку совершили на комфортабельном автобусе – подарке Президента Рустама Минниханова. Участники ансамбля с флагами Чувашии, Татарстана, национально-культурной автономии, Урмаевского сельского поселения поднялись на Эльбрус на высоту 4500 метров. Следующее утро началось на знаменитой поляне пансионата Чегет. По легенде, в ее окрестностях захоронена волшебная золотая чаша Аттилы. Как рассказал Ферит Гибатдинов, на большом концерте наш «Мишар» удивил всех бережным отношением к фольклору и мастерским переносом его на эстраду. Специально была подготовлена кавказская песня на татарском языке «Голубая ночь». Конечно же, ее исполнили в горских ритмах. Говорят, что четыре народа – татар, чувашей, балкарцев и болгар – объединяет история Великой Болгарии. Теперь их хотят попробовать духовно соединить под «крышей» международного проекта «Урмай залида». Для развития межэтнического диалога и пропаганды лучших достижений культур.

Все это интересно

Переселение чуваш в ХVI- ХVII века

Переселение чуваш, но татары - мишаре были уже в этих местах, как служивые татары?!?! Наименование  деревни Урмаево  есть в списке переселении чуваш, то есть, наименование татарско-мишарское , татарское мужское  имя Үрмәй, и ныне деревня на татарском называется Урмай. До сех пор Шыгырданцы (много общего с жителями Урмай) говорят :"Үрмәйгә , Үрмәйләр и ..". Ныне в Урмаево живут только татары, тогда образовалась всего одна чувашская  улица "Жыбылдый", отсюда чуваши переселились в другие места, ныне , д.Выселька (Жыбылдый, Васильевка) Комсомольский район, д.Урмаево Аликовский район.
С середины XVI в. царское правительство предприняло ряд мер по ограждению Поволжского региона от набегов отрядов ордынских, ногайских, калмыцких князьков. С этой целью сооружались укрепленные линии - засечные черты, была организована сторожевая служба. В XVI в. были построены Кубнинская засечная черта, в конце 70-х - начале 80-х гг. XVI в. появилась укрепленная линия Tетюши-Алатырь-Tемников, в 1647- 1б54 гг. - Симбирская укрепленная линия (Симбирск-Саранск-Тамбов). В 1б52-1658 гг. по линии от Белого Яра до Мензелинска была возведена Закамская укрепленная черта. Основной зоной колонизации для чувашских переселенцев становится Закамье - бывшее «дикое поле». Вслед за переселением сюда во второй половине XVI в. чувашей из Приказанья и Заказанья, в начале XVII в. здесь возникают селения чувашей - мигрантов с правобережья Волги. Еще в XVI- XVII вв. были зафиксированы селения «чувашей» в Восточном Закамье - низовьях рек Ик и Белой. Многие из их жителей со временем отатарились. Например, население Сарали-Минской волости, известное в 1595 г. как «чуваши», в 1658 г. было записано как «бобыли», а позже - уже как «ясашские татары» и «башкиры».

Газета "Советская Чувашия" В Чувашии прошел фестиваль традиционной культуры татар-­мишар

милли22«МИЛЛИ МИРАС» ТАНЦУЕТ И ПОЕТ
Фестиваль сохраняет удивительный мир народного творчества

В селе Урмаево Комсомольского района второй раз прошел республиканский фестиваль традиционной культуры татар-­мишар «Милли мирас» (Национальное наследие). Форум стал поводом для встречи не только деятелей культуры, но и ученых, объединив под одним названием два мероприятия – научно­-практическую конференцию и смотр фольклорных коллективов.
Оба мероприятия, дополняя друг друга, рассказал председатель национально-­культурной автономии татар Чувашии Ферит Гибатдинов, знакомят с культурным наследием, этническими особенностями татар, проживающих на территории Чувашии. При этом организаторы – Национально-­культурная автономия татар, Духовное управление мусульман ЧР, министерства культуры нашей республики и Татарстана – ставят и другую цель: приобщить к культурному богатству подрастающее поколение.

Интервью с Гибатдиновым Ф.А. , газета

Национально-культурная автономия татар Чувашии – одно из самых заметных подобных объединений республики, она создана в 1997 году. О том, что делается в Чувашии силами представителей татарской общественности, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться в работе, рассказал председатель организации Ферит ГИБАТДИНОВ.

– Ферит Абдуллович, раз сейчас время Сабантуя, давайте начнем с него. Скажите, что значит он для вашего народа и чем отличается от чувашского Акатуя?

– Сабантуй – отличная возможность рассказать о татарской культуре и традициях. И не надо искать различий в праздновании окончания весенних полевых работ у чувашей и татар. Мы веками живем рядом, потому и немудрено, что традиции у нас схожи. В каких-то деталях, может, и есть отличие, ведь известно же, каждое селение привносит в любое мероприятие что-то свое.

Пишет газета "Советская Чувашия"

_IMG_7242ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ!
Чтобы сберечь атмосферу добрососедства и дружбы

Театр оперы и балета 4 ноября напоминал Ассамблею народов. Группы людей в разных национальных нарядах и в строгих деловых костюмах легко перемешивались, приветствуя друг друга, образовывали маленькие и большие площадки общения. Разноязыкая речь, шутки, смех – в театре проходил фестиваль национальных культур «В единой семье народов России».
Это был настоящий парад народов Чувашии. В просторном фойе театра каждой диаспорой была организована своя отдельная площадка, этакий национальный уголок, где помимо стендов, посвященных истории и культуре, были представлены изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, национальные костюмы, кухня. Воображение поражали чувашская вышивка, расшитые серебром узбекские халаты и тюбетейки, изобилие блюд татарской и азербайджанской кухни.